Что такое страховой случай по осаго

 

Что является страховым случаем по ОСАГО и какие действия необходимо предпринять, если он наступил? Нужно ли обращаться в свою страховую компанию после ДТП, если ты виноват?. Полис обязательного автострахования защищает каждого автовладельца от материальных взысканий, которые могут на него наложить.

Когда не признают страховые случаи

Как вы уже поняли получить компенсацию со стороны страховой компании по полису обязательного автострахования вправе только потерпевшая сторона. Следовательно, если инициатор происшествия захочет получить возмещение, то ему нужно иметь полис добровольного автострахования Каско, так как «автогражданка» защищает его ответственность, а не покрывает ущерб виновнику.

Чтобы не потерять время на сбор документов желательно знать, в каких случаях не выплачивается страховка в ДТП:

  1. Если в автокатастрофе пострадало автотранспортное средство не указанное в «автогражданке». То есть, у виновника нет действующего полиса автострахования.
  2. Потерпевший хочет получить возмещение ссылаясь на упущенную выгоду. То, что не является страховым случаем ОСАГО нельзя получить, ведь с подобным обращением можно обратиться в суд и взыскать компенсацию с виновника напрямую.
  3. Пострадавшая сторона стала таковой из-за груза перевозимого в автомобиле виновника. Если перевозится опасный груз ТС, то он должен быть застрахован отдельно.
  4. ДТП произошло на учебной трассе, соревнованиях или других видах учебной езды.
  5. Моральная компенсация это нестраховые случаи ОСАГО, но ее можно требовать через суд.
  6. Порча зеленых насаждений, памятников архитектуры или сооружения — это также случаи, когда не выплачивается страховка.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Порядок оформления

Страховая выплата оформляется и совершается согласно строгому порядку действий. Они выполняются после рассматривания заявления о наступлении страхового случая.

Порядок представлен следующим образом:

  1. Установить основания для компенсации страховой компанией.
  2. Измерить величину выплаты для покрытия ущерба (зависит от условий договора полиса ОСАГО).
  3. Оформление требуемой документации с указанием всех требуемых реквизитов.

В течении до 15 рабочих дней после наступления ДТП страховщику вручаются заполненные об аварии (или же направляются любым способом, особенно – заказным письмом, что фиксирует сроки отправки и получения в руки).

Что по ОСАГО считается страховым случаем

В указанном выше законе №40, посвященном данному виду страхования, дано точное определение.

Страховой случай при ДТП по ОСАГО – наступление ответственности автовладельца за причиненный при использовании им ТС вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших с последующим обязательным возмещением ущерба.

Любые случаи (независимо от числа участников), когда по закону возможны выплаты или восстановительный ремонт, считаются страховыми.

Признание случая страховым: критерии

Автовладельцу важно знать, какие случаи являются страховыми. Ведь от этого зависит дальнейшее развитие событий после совершенного дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Поэтому следует разобраться с определением ДТП и его разновидностями, так как критерии признания страхового случая тесно с ним связаны.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) дорожно-транспортное происшествие – это событие с участием ТС, возникшее в процессе его движения по автодороге, результатом которого стали погибшие или раненые люди, поврежденные ТС, сооружения, грузы или другой материальный ущерб. Можно сказать, первый критерий – движение, а второй – ущерб.

Далее рассмотрим, что является страховым случаем по ОСАГО. Критериями для его установления считается наличие:

  • Виновника ДТП. То есть должно быть минимум два участника.
  • Страховки у виновного.

Здесь же необходимо уточнить, что считается дорогой и прилегающими территориями, на которых разрешено движение.

Список страховых случаев

Законодатели не дают конкретный перечень страховых случаев по ОСАГО, ограничились перечислением условий, не позволяющих ситуации таковой признаваться.

Итак, страховым является любой случай, при котором застрахованное лицо за рулем ТС нанесло кому-то другому вред жизни, здоровью или имуществу.

Но ведь ущерб может появиться не только в результате непосредственного контакта двух ТС. Например, если на машину упало дерево. Однако под закон об ОСАГО такой случай не попадает.

Какие случаи не признаются страховыми

В п.2 ст.6 закона №40-ФЗ и Положении Центробанка No431-П сказано, в каких случаях страховка по ОСАГО не выплачивается:

  • ДТП совершено не тем ТС, которое фигурирует в договоре.
  • За моральный вред и упущенную выгоду.
  • За ущерб во время испытаний, учебной езды или соревнований даже в предусмотренных для этих целей местах.
  • Урон нанесен перевозимым грузом.
  • Ущерб жизни или здоровью наемных работников, нанесенный при исполнении ими обязанностей, если он возмещается по другим законам.
  • Если у работодателя возникает обязанность возместить работнику убытки.
  • За причиненный самим водителем вред ТС, прицепу, транспортируемому грузу, оборудованию или какому-то другому имуществу.
  • Ущерб, возникший при погрузке или разгрузке авто.
  • Повреждены/уничтожены антикварные ценности, исторические здания, изделия из драгметаллов, объекты искусства, интеллектуальной собственности и духовного наследия.
  • Причинен вред пассажирам (имуществу, жизни или здоровью), если по закону он должен возмещаться.

Нестраховой случай объявляется при любом нарушении договора. Такими являются:

  • нарушение сроков обращений, предоставление неполного пакета документов;
  • поддельный полис;
  • признание потерпевшего виновным;
  • умышленное ДТП;
  • банкротство страховщика и прочие отмеченные в договоре форс-мажоры.

Может ли наступить страховой случай без ДТП

Уже было отмечено, что покрывает полис ОСАГО. Это ответственность перед третьими лицами при непосредственном контакте или столкновении автомобилей, пешеходов и других участников дорожного движения. Можно получить выплаты и при бесконтактном ДТП, если будет доказано наличие виновника аварии. А вот наезд на препятствие страховым случаем не считается.

Страховщики нередко пытаются навязать дополнительные услуги, и это иногда оказывается полезным. Вот, что входит в страховой случай без ДТП при оформлении такого дополнительного соглашения:

  • кража или угон авто;
  • вред, причиненный третьими лицами умышленно.
  • возгорание при пожаре, поджог;
  • стихийное бедствие.

Если в договоре есть такой пункт, случай будет признан страховым и можно рассчитывать на выплату.

ОСАГО на парковках и во дворах

Внутренние территории, к которым причисляются стоянки и дворы, с недавнего времени охвачены полисом ОСАГО, поскольку они приравниваются к дорогам общего пользования. При этом должны быть соблюдены такие условия:

  • Участие не менее двух ТС, одно из которых в момент события должно двигаться.
  • Наличие полисов у всех участников происшествия.
  • Установлены и виновник, и потерпевший.

Доказать вину другого участника ДТП на парковке необходимо, но это не так просто. ГИБДД часто признает обоих участников виновниками. Тогда проблемы с выплатой будут, но случай страховой. Если ДТП с велосипедистом, который виноват, вопрос о возмещении решается в добровольном порядке или через суд.

Вопросы возникают в основном в ситуациях, когда второго участника нет. Он сбежал, или ущерб причинен стихией. В первом случае участника ДТП будут искать, а потом решать вопрос с возмещением. Во втором – придется доказать, что ущерб причинен во время движения. Но делать это придется уже в суде. Так же, как и в ситуации, если попадет камень в лобовое стекло из-под колеса проезжающей мимо или двигающейся впереди машины.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС.

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Пример? Пожалуйста.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Фото 2

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

Вот они:

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) ущерба здоровью/жизни потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Что делать в первую очередь

Полис автогражданской ответственности предусматривает покрытие ущерба имуществу или здоровью не виновному страхователю, а – потерпевшим от его действий.

Поэтому в интересах жертв страхового случая своевременно обратиться к страховщику и сообщить о наступлении происшествия. Это и следует сделать в первую очередь.

Страховые случаи по ОСАГО при ДТП если виновник не установлен – это не новость в практике, поэтому следует собрать все доказательства с происшествия, нужные документы и сообщить в правоохранительные органы для разбирательства.

Намного проще пройдет следствие, если виновный автомобилист скроется без транспортного средства. Так, как номерные знаки помогут сразу же разузнать данные об этом водителе.

Если вы обратитесь с запросом к страховщику виновного автомобилиста максимально быстро, то позволите выбирать среди трех основных схем возмещения ущерба:

  • прямой выплаты («прямого урегулирования»);
  • оформление европротокола;
  • стандартной процедуры покрытия убытков.

Первые две схемы выплат считаются простыми и практически незатратными по времени, но они требуют обращаться с заявлением сразу же после наступления страхового случая.

Оформление страхового случая по ОСАГО

Мы уже говорили ранее, что для получения компенсации и признания происшествия СС необходимо наличие потерпевшей стороны. То есть, урегулирование страховых случаев по ОСАГО происходит только при наличии виновника и пострадавшего.

Последний должен в установленный срок подать заявление в компанию, чтобы та рассмотрела его и произвела осмотр повреждений и осуществила выплату. Главное, что требуется сделать после ДТП это сообщить о страховом случае в страховую компанию.

Оповещение страховщика о происшествии подразумевает собой подачу заявления с просьбой о выплате возмещения, а также предоставлению необходимых документов и справок. Если потерпевший не застрахован, то он обращается в компанию застрахованного виновника, если же невиновная сторона также имеет полис «автогражданки», то обратиться можно в свою СК.

Описание страховых случаев

На основе положений Закона об ОСАГО от №40-ФЗ  и Гражданского кодекса РФ страховая компания (СК) определяет страховые случаи без ДТП и случаи, когда автовладелец с действительной страховкой наносит вред здоровью или жизни потерпевшего или ущерб его имуществу независимо от наличия у него страховки.

Возмещение по полису ОСАГО полагается потерпевшей стороне.

С помощью СК один участник аварии несет материальную ответственность перед другим. Возмещение ущерба полагается только застрахованному водителю, но не собственнику транспортного средства.

Также страховку можно получить, если автотранспорт использовался по прямому назначению, то есть при эксплуатации ТС в пределах дороги и прилегающих территорий (парковки, СТО). Действие полиса распространяется только на ущерб, причиненный автомобилем. Ущерб считается страховым от эксплуатируемого транспортного средства, а не от его оборудования.

Страховые случаи и выплата в 2019 году (в рублях):

  • вред здоровью или жизни каждого потерпевшего — 500 тыс;
  • расходы на погребение погибших в ДТП — 475 тыс (близкому родственнику) или 50 тыс (дальнему);
  • вред, нанесенный имуществу — 400 тыс;
  • возмещение ущерба пострадавшему без вызова ГИБДД с европротоколом — 100 тыс;
  • повреждение авто — 100 тыс.

Перечень не страховых случаев по ОСАГО при ДТП:

  1. Вред здоровью и убыток имуществу, если нет групповой аварии, где шофер выступает виновной и пострадавшей стороной одновременно;
  2. Использование автомобиля не по назначению — обучение вождению, состязания, заезды, передвижения по льду;
  3. Перемещение транспорта по производственному участку, где вся ответственность лежит на предприятии;
  4. Нанесение вреда здоровью работникам во время рабочей смены. Выплаты производит работодатель из собственных средств;
  5. Убыток или вред нанесен грузом, а также при погрузке или разгрузке независимо от принадлежности территории и груза;
  6. Автомобиль нанес только экологический вред или моральный ущерб;
  7. Ущерб был нанесен стихией или на крышу авто упала обломившаяся ветка;
  8. Злой умысел, такой как угон или вандализм.

В страховании автогражданки применяются некоторые ограничения на ряд обстоятельств, и страховая фирма освобождается от уплаты выплат страхователю, так как объемы возмещения имеют свои ограничения. Многих автомобилистов интересует вопрос, является ли страховым случаем ДТП во дворе или парковке?

Согласно ПДД, авария может случиться не только на дороге, но и во дворе, на парковке, в жилом квартале или в другом месте, не предназначенном для движения автомобилей. Столкновение на парковке считается таким же ДТП и расследуется сотрудниками ГИБДД в установленном порядке.

Автолюбителю, которому был причинен вред на стоянке, полагается компенсация от СК. Кроме наличия страховки ОСАГО, компания может выдвинуть такие условия:

  1. В аварии участвовало две и более машины. Выплаты не положены, если ТС поцарапал пешеход.
  2. Не было вины хозяина автомобиля. Выплаты не полагаются, если владелец сам врезался в столб на автостоянке.
  3. Страховка выплачивается, если был установлен виновник аварии.

Водителям транспортных средств на автостоянке следует действовать аналогично ситуации с дорожной аварией.

Что входит

Фото 3

Страховым случаем называют наступление гражданской ответственности автомобилиста в результате причинения повреждениям жизни, здоровью или автотранспорту потерпевшего или потерпевших с использованием своего транспортного средства.

Результатом происшествия стает обязанность виновника осуществлять страховую выплату.

Намного проще решается данные вопрос, если у потерпевшего и виновного автомобилистов один и тот же страховщик, потому что это позволяет более быстро провести расследование и разобраться с бюрократическим нюансом.

Различают два типа страховых случаев:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • без ДТП.

Проанализируем все случаи данных типов страховых случаев, что позволит правильно классифицировать собственный случай и выбирать правильный алгоритм действий.

В страховой случай по ОСАГО при ДТП

Действующий закон «Об ОСАГО», а именно – статья 7, согласно которой составляли полисы автогрожданки, регулирует вопрос страховых случаев. Также в ней указано о выплатах по ОСАГО, если страхователь стал виновником происшествия на дороге.

Данное законодательство предусматривает:

Законодательство предусматривает то, чтобы случаи ДТП рассматривались страховщиками в 20-дневный срок. При этом максимальная сумма в отдельных случаях может составлять лимит в 400 тысяч рублей.

А СК следует известить о происшествии на дороге не позже, чем за 15 дней после аварии.

Без ДТП

Существует и другая категория страховых случаев, причиной которых стает не авария во время езды. Такие происшествия также расцениваются как убытки имуществу автовладельцев, потому что не всегда транспортное средство можно найти или восстановить.

Страховыми случаями без ДТП считаются:

  • угон;
  • умышленный поджог или самовозгорание транспортного средства;
  • стихийное бедствие;
  • умышленный вред третьих лиц.

Чтобы получить своевременную выплату в любом из перечисленных случаев, следует максимально оперативно провести расследование и собрать нужные документы, которые помогут разъяснить обстоятельства случившегося страховщикам.

Страховой случай по ОСАГО при ДТП

Итак, мы знаем, что страховщики не торопятся признавать все происшествия на автомобильных дорогах страховым событием, по которому они обязаны выплатить компенсацию.

Следовательно, наступление страхового случая по ОСАГО признается только при соблюдении следующих условий:

  1. Зафиксировано причинение вреда имуществу (автотранспортному средству) в результате ДТП.
  2. Был причинен вред здоровью иных лиц в результате движения ТС.
  3. Виновная сторона была застрахована на момент совершения аварии.
  4. Сотрудниками ГИБДД или участниками самостоятельно при составлении Европротокола была установлена как виновная, так и потерпевшая сторона.
  5. Автокатастрофа или незначительное ДТП произошли на территории подходящей под категорию дороги и прилегающих к ней объектов (стоянки, парковки, проулки, обочины).

То есть, если произошла авария (ДТП), но в ней нет потерпевшего, т.е. в страховую компанию не было направлено заявление, то СС как такого не будет, поскольку некому будет выплачивать компенсацию. Если же происшествие произойдет на территории специальной гоночной трассы, то это также не подойдет под страховой случай при ДТП, даже если будут выявлены виновники.

То, при каких случаях по ОСАГО при ДТП выплачивают компенсацию решает закон и страховщик. Наличие повреждений еще не является гарантией того, что компания признает это СС и выплатит возмещение потерпевшей стороне.

Страховые случаи по ОСАГО

Автовладельцы, покупающие полис обязательного автострахования надеются на то что, благодаря ему потерпевший сможет получить возмещение на восстановление поврежденного в автомобильной аварии ТС без каких-либо проволочек.

Но страховые организации не всегда признают страховые случаи (СС), даже если у застрахованного автомобиля имеются повреждения различного характера.

То есть, страховой компании важно, чтобы принимая заявление от страхователя пострадавшего в аварии было подтверждено наличие виновной и пострадавшей стороны, место происшествия, подходящее под СС и другие обстоятельства. В противном случае такое событие по ОСАГО не признают страховым.

Сам полис обязательного автострахования защищает автовладельца от материальных взысканий, которые могут на него наложить в случае признания его виновным в автокатастрофе. Автостраховка в этом случае покрывает ущерб пострадавшему лицу как бы от лица виновника.

Следовательно, по факту нанесения вреда расплачивается не инициатор аварии, а его страховая компания. Но, чтобы страховщики выплатили компенсацию нужно знать, что входит в страховой случай по ОСАГО, чтобы понапрасну не терять время на подачу заявления и заранее знать в каком случае последует отказ.

В 2019 году согласно действующему ФЗ «Об ОСАГО» существует всего несколько ситуаций, которые входят в перечень страховых случаев, а именно:

  • Событие, произошедшее на дорогах и прилегающих к ним территорий, в результате чего пострадали люди и их жизнь. Признаком СС в этой ситуации является вред здоровью и жизни, который получили невиновные автовладельцы, их пассажиры или пешеходы.
  • Событие, произошедшее в результате движения ТС по дороге, в котором пострадало имущество невиновного автовладельца. Тут под СС попадает исключительно автотранспортное средство потерпевшего.

Именно две эти ситуации являются страховым случаем по ОСАГО, но каждая из них имеет определенные тонкости при определении. Чтобы разобраться подробнее рассмотрим примеры.

Каким законодательством определяется страховой случай?

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий ОСАГО. Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от г., ред. от г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ № 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от , ред. от г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Как определить страховой случай

Фото 4

Чтобы понять, обязана ли компания выплачивать компенсацию, нужно знать признаки страховых случаев. Что бы вам ни говорили в СК, всегда перепроверяйте данную ими информацию, так как чаще всего страховщик не заинтересован в выплате. Происшествие относится к страховому случаю, когда:

  1. Был нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору.
  2. В ДТП присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие. В отношении к виновнику будет применена гражданская ответственность, а пострадавший получит компенсацию от страховой компании виновника.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда водитель быстро ехал, но впереди оказался светофор. Он не успел затормозить и врезался во впереди стоящий автомобиль. Страховая компания виновника обязана выплатить пострадавшему компенсацию. Еще один пример: водитель крупной грузовой машины проезжал мимо легкового авто и по неаккуратности его зацепил, нанеся ущерб. Его страховая компания заплатит стоимость ремонта владельцу легкового автомобиля.

При ДТП ОСАГО страхует исключительно ответственность перед другим водителем. Виновник же обязан восстановить собственное авто за личные средства.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

  1. Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации: Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль. Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.
  2. Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации: Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё. Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены расширением автогражданки (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

Статья в тему: Что входит в страховой случай по ОСАГО и как его определить? + жизненные примеры

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://insurekind.com/osago/chto-takoe-strahovoj-sluchaj-po-osago
  • https://insur-portal.ru/osago/strahovye-i-nestrahovye-sluchai-po-osago
  • http://avtopravozashita.ru/avtostrahovanie/osago/strahovye-sluchai-po-osago.html
  • https://1avtoyurist.ru/straxovanie/osago/osago-straxovoj-sluchaj.html
  • https://kulikavto.ru/osago/strahovoj-sluchaj-po-osago-eto-chto.html
  • https://avtopravil.net/ctrahovoj-sluchaj-pri-dtp-po-osago.html
  • https://strahovoy.online/vozmeshhenie/perechen-strahovyih-i-nestrahovyih-sluchaev-po-osago.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий