Что нужно сделать, чтобы похоронить человека. Как избежать обмана и какие бывают мошенники. Чем поможет государство. Основные законы, регулирующие организацию похорон для заключенных – это закон "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ и Приказ Министерства юстиции Российской Федерации N 93 от 23 июня 2005 г.
Содержание
- Этап третий – похоронное шествие
- Трапеза на девятый день
- [править] Человек умер
- Этап первый – проводы
- Формы погребения[править]
- Особенности сорока дней
- Этап четвертый – панихида
- Важные мелочи для родственников
- Учреждение само передает документы в ЗАГС
- Этап второй – вынос тела
- Ответственность за погребение заключенного
- Приметы похоронной процессии
- Констатация смерти и перевозка тела в морг
- Что это такое
- Как эволюционировало погребение
- Подготовка к похоронам[править]
- Какие бывают мошенники
- Вопросы и ответы
Этап третий – похоронное шествие
Этап третий – похоронное шествиеПохоронное шествие сопровождается рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями. Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые. Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.
Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.
Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.
Трапеза на девятый день
Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?
Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.
Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.
За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.
Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.
[править] Человек умер
По принятым практикам смертью человека считается полное и необратимое прекращении всех функций головного мозга человека, то есть смерть мозга. Для констатации фактической смерти мозга необходимо сочетание факта прекращения функций всего головного мозга и доказательство необратимости этого прекращения.[1].
После смерти человека родственникам необходимо позвонить в полицию, если умер не совсем старый человек положено делать вскрытие, решение об этом принимает вызванный сотрудник полиции, чаще всего участковый. Сотрудник полиции выдает протокол осмотра трупа и делает вызов на транспортировку трупа в морг.
Вызванный врач выдает родственникам справку о констатации смерти человека. Если будет проводиться вскрытие, ведущуюся в районной или городской поликлинике медицинскую карту больного необходимо доставить в морг. Если с момента последнего обращения умершего в поликлинику прошло менее 2-х недель, то на основании справки врача о смерти, в поликлинике можно получить медицинское свидетельство о смерти, в остальных случаях оно выдается в морге. Медицинское свидетельство о смерти выдается по паспорту умершего, паспорту заявителя и справки о констатации смерти выданной вызванным к умершему врачом, если свидетельство оформляется в районной поликлинике.
Для проведения похорон потребуются следующие документы[2]:
- Справка (бланк) констатации смерти (выдается вызванным врачом).
- Протокол осмотра трупа (выдается сотрудником полиции).
- Гербовое свидетельство о смерти выданное органами ЗАГС (для ЗАГС потребуется медицинское свидетельство о смерти).
- Справка о смерти «форма 33» выдается органом ЗАГС (указывается номер, под которым зарегистрирована смерть, название регистратора, дата, место смерти, причина смерти).
- Справка на получение государственного пособия на погребение (выдается в ЗАГСе).
- Договор об оказании ритуальных услуг (оформляется агентом ритуально-похоронной службы).
Сотрудники службы «03» нередко продают данные о смерти человека похоронным агентам, которые начинают навязчиво предлагать родственникам свои услуги. Если же смерть произошла в больнице, путь от смертного одра до морга укорачивается.
Этап первый – проводы
Этап первый – проводыПроводы
Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего. Омовение ушедшего должны проводить люди, которые не связанные с ним родственными узами. На Руси принято было хоронить людей в их лучных одеждах. Как правило, таковыми считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.
Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи, кого-то из родственников. Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.
Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев. Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.
Формы погребения[править]
Ранняя форма погребений древних славян — погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, — связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.
На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямлённом виде.
Затем появилась кремация — сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ — небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожжённого покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берёт начало обычай (в частности, у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу.
В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах — «могылах».
После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин.
Ранние обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.
Особенности сорока дней
Завершает похоронные обряды важный ритуал. Согласно поверьям, душа в течение 40 суток после смерти еще находится на земле. За это время она проходит через мытарства и подготавливается к переходу в иной мир. Последняя грань, после которой человек попадает в рай или ад.
Христианские обычаи рекомендуют близким в этот день собраться вместе за одним столом. Ритуал поминок – это проводы усопшего, поэтому важно правильно подготовиться к действию. Заранее заказывают молебен за упокой и дают милостыню нищим. С утра отправляются с цветами на кладбище: на могилке зажигают освященную свечу и оставляют сладости на холмике.
Помните о том, что мероприятие – это не способ для встречи с родственниками или знакомыми. На трапезе запрещены песни, веселье и употребление спиртных напитков. Обязательным блюдом на столе являются кутья и блинчики, разрешены овощные салаты и рыбные яства. В доме выделяют место для покойного, располагая стакан с водой и кусок хлеба.
Застолье начинается с минуты молчания. Каждый из собравшихся произносит доброе слово об усопшем. Важно сдерживать эмоции и не плакать: близкий человек находится последний день на земле, поэтому не надо омрачать его пребывание.
Этап четвертый – панихида
Этап четвертый – панихидаПанихида
Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами. Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника. Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире.
В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти. Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству.
Важные мелочи для родственников
Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.
Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.
Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.
Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.
Учреждение само передает документы в ЗАГС
Учреждение само передает документы в ЗАГСАдминистрация того учреждения, где осужденный отбывал наказание, самостоятельно сообщает в местный ЗАГС о его смерти. Сделать это она должна в течение трех дней после смерти, предварительно самостоятельно проведя вскрытие и составив медицинское свидетельство о смерти. Следует учесть, что если близким умершего заключенного понадобится медицинское свидетельство о смерти, то получить его будет крайне затруднительно.
Организация похоронЭтап второй – вынос тела
Этап второй – вынос телаВынос тела
Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание. Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте. После его захода вынос усопшего запрещен.
Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь. С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками. В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.
Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц. Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил. Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете.
Ответственность за погребение заключенного
Ответственность за погребение заключенногоОбычно учреждения, в которых заключенные отбывает наказание, не занимаются погребением умерших заключенных. После смерти заключенного его тело передается в морг, откуда его должны забрать родственники. Это относится и к заключенным, которые умерли во время нахождения в местах лишения свободы, и к людям, находившимся под стражей в следственном изоляторе.
Если у администрации учреждения нет никаких данных о родственниках заключенного, или никто из них не готов взяться за организацию похорон заключенного, то погребение ложится на администрацию учреждения. Для организации похорон создается специальная комиссия, которая должна провести работу в соответствии с нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения».
Приметы похоронной процессии
После того, как гроб вынесли из дома, существовали определенные суеверия. Если траурный ход шел мимо окон, то наши предки старались разбудить всех спящих. Считалось, что покойный забирал с собой любого человек, пребывающего в дреме.
Обряд похорон у православных запрещал смотреть на процессию через стекло. Согласно приметам, душа находилась рядом и могла обидеться на такое некультурное поведение. Наказанием наглецу становились болезни и быстрая смерть. Старики советовали не пялиться в окно и на мертвеца, а отвести взор, осенить себя крестным знамением.
Нельзя переходить дорогу перед траурным шествием. Если человек умер от несчастного случая или хвори, то неприятность «перескакивала» на нарушителя табу. Лучше переждать процессию в стороне, чем получить негативный удар по ауре.
Когда мертвеца выносят из дома, старики не советовали заглядывать в окна. Неосторожное движение головой притянет смерть в эти жилища. Чтобы родственники покойного не умерли, во время процессии нельзя оборачиваться назад.
Констатация смерти и перевозка тела в морг
Если человек скончался не в больнице, на место необходимо вызвать скорую и полицию. Медики выдадут справку о констатации смерти, а полицейские составят протокол осмотра. Дома покойного оставить нельзя: чтобы установить причину смерти, тело должен осмотреть патологоанатом, делать он это будет в специально оборудованном месте. Исключением могут быть люди старше 60 лет, которые постоянно наблюдались у врача.
Скорая не занимается перевозкой умерших. Чтобы доставить тело в морг, нужно обратиться в специализированную службу — обычно это должны сделать прибывшие медики или полицейские.
В Москве услуги по транспортировке бесплатны, если тело везут в морг при ближайшей больнице. Если нужно доставить умершего в какой-то определенный морг или, например, с дачного участка в Подмосковье в один из столичных моргов, за такую перевозку придется заплатить.
Что это такое
У всех народов существовали определенные традиции прощания с человеком. Различия погребения связаны с религиозными и национальными обычаями. Тело отдавали какой-либо из стихий:
- земле (захоронение в склеп, могилу);
- огню (кремация);
- воздуху (подвешивание останков);
- воде.
Сейчас можно встретить комбинированные ритуалы, которые совмещают в себе несколько обрядов. Покойника хоронили в естественном состоянии или подгибали конечности. Современные традиции отдают предпочтение земному погребению.
Во многих культурах смерть – это переход из одного мира в другой. Чтобы не помешать усопшему, надо соблюдать определенные ритуальные действия. Некоторым народам запрещалось плакать и горевать при прощании. Другим наоборот необходимо было максимально проявлять свою скорбь.
Христианство оказало огромное влияние на многие культуры. Особенность религии в том, что она не разрушала полностью старые обычаи, а незаметно подстраивалась. Похоронные обряды в православии сохранили отголоски древних языческих верований.
Как эволюционировало погребение
Традиционный ритуал намного длиннее того, что происходит сейчас. Он начинался с того момента, как показались первые признаки смерти. Знания о таинстве утратили, а современное погребение сократили.
Еще в 19 веке русские крестьяне готовились к уходу заранее. Считалось хорошим тоном, если гроб человек делал самостоятельно. Его ставят на чердаке и наполняют зерном. В день похорон злаки высыпали птицам.
Одежду для последнего наряда так же шили загодя. Существовала специальная методика, которая позволяла сотворить убранство без единого узла и пуговиц. Женщины готовили «приданое» как себе, так и супругу. В узелок завязывали все необходимые атрибуты для смерти.
В 20 веке начинается активная борьба с православием, поэтому ритуал максимально приземляется и упрощается. Разрушение веры в загробный мир сделало обряд скучным и постным. Исчезло сакральное значение всех действий, а осталось банальное погребение мертвого тела.
Подготовка к похоронам[править]
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа. Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного. Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам — сборами в дальнюю дорогу.
Омовение[править]
Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей - смывальщики.
Обмывальщицы, мытницы, умывальники — везде их называют по-разному. Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовцы, уже не «имеющие греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчёркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем «того света», но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого.
Мужчину обмывали мужчины, женщину — женщины. Обмыть мёртвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов.
Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили тёмную одежду. За труд они получали бельё и носильные вещи умершего.
Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.
Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребёнка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребёнка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза «жжёт ребёнка».
В некоторых сёлах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нём одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.
Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: «один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело». Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также «во всех местах, где суставчики». Обмывали два-три раза тёплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.
На атрибуты омовения — горшок, воду, мыло, гребень — переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мёртвой, её выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на неё наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использующиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекрёсток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под ёлочкой, когда везли хоронить. Всё это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места считались в народе страшными. Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.
Предметами омовения колдуны умело пользовались: «мёртвую» воду они использовали для порчи молодожёнов. Плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома кусок савана, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью — подавить, умерить нежелательные явления. Жёны подавали его, например, для умывания злым мужьям, чтобы их «злоба замирала», а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.
Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала. Волосы покойному расчёсывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.
Одевание[править]
В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, — душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего — это натуральный цвет домотканого холста.
В начале XVII века мёртвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешёвой материи. Так и несли его на кладбище.
Женщин было принято хоронить в платочках: молодых — в светлых, пожилых — в тёмных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал её предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь её заменой, не сшитой, а лишь намётанной. Её шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперёд; иначе покойник опять придёт за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли её матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдёргивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.
Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).
Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают. А хоронить стараются в новой, ещё не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой.
Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд». Хотя, бывает, что хоронят и в старом — мужчин обычно в тёмном костюме, рубашке с галстуком, женщин — в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как и покрывало, имитирующее саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).
Положение в гроб[править]
В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.
Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Ситалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, «от бесов».
При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.
Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застеклённые оконца.
Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями берёзового веника, причём «чистого», т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.
Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращён к иконам ногами. На гроб ставят свечи.
Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.
За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.
Какие бывают мошенники
Вот кто вам может попасться.
«Черные» ритуальные агенты. Это люди, которые стучатся в дверь еще до того, как по вызову приехала скорая и полиция. Иногда они приходят вместе с медиками или полицейскими и представляются государственным похоронным агентством или социальной службой.
Все, кто пришел без приглашения, купили информацию о смерти у коррумпированных сотрудников скорой помощи и полиции. Такая информация стоит около 20 тысяч рублей. Похороны, организованные такими агентами, обойдутся намного дороже, потому что за каждый заказ они уже дали взятку и теперь им нужно вернуть потраченные деньги с прибылью.
20 000 Рстоит информация о смерти одного человека
В обычной жизни никакие социальные и похоронные службы сами к вам не приходят. Наоборот: если вам потребуются какие-то справки и пособия, это вы должны будете ходить по кабинетам. Если пришли к вам — будьте начеку: скорее всего, хотят денег.
«Государственные» похоронные службы. Многие ритуальные агентства любят использовать в своем названии слова «государственное» или «муниципальное», а на сайтах вывешивать герб города или области — так к ним больше доверия. В своей рекламе они называют конкурентов мошенниками и говорят, что только у них всё по нормам, установленным государством.
Но единой стоимости государственных ритуальных услуг не существует, а те компании, которые когда-то создавались государством, давно стали частными. Попросите документы: возможно, где-то в конце мелкими буквами написано что-то типа «ИП Иванов».
Ритуальные бюро при морге. Обмануть могут и в морге, когда родственники придут за медицинским свидетельством о смерти. Недобросовестные сотрудники попытаются навязать свои платные услуги или помощь ритуального бюро, обычно расположенного в этом же помещении.
Если человек не хочет ничего заказывать, ему могут пригрозить затягиванием выдачи документов и тела.
Если с семьей умершего уже работает другой ритуальный агент, могут позвонить и заявить, что он мошенник, и посоветовать разорвать с ним договор, заказав все услуги в морге. Бывали случаи, когда людей шантажировали пропажей тела умершего из морга.
Бывает, людей шантажируют пропажей тела из моргаЕще могут потребовать деньги за вскрытие, хотя это обязательная операция и делать ее должны бесплатно. Она нужна, чтобы выяснить истинные причины смерти.
В такой ситуации нужно объяснить сотрудникам морга, что их действия незаконны, а вы уже звоните на линию департамента здравоохранения, а потом в прокуратуру.
Если свои услуги навязывают ритуальщики, можно пригрозить заявкой в Роспотребнадзор и управление Федеральной антимонопольной службы — жалобу туда можно подать через интернет за пять минут.
Похороны под ключ. Часто подавленные горем родственники покойного спрашивают у ритуальных агентов, сколько будут стоить похороны. Им называют цену без детализации, на что уйдут эти деньги. Дальше клиента берут в оборот: либо разными способами увеличивая бюджет, либо подсовывая копеечные услуги под видом дорогих. Отдельные деятели берут деньги за похороны под ключ (до чего циничный бизнес), а потом предлагают клиенту доплатить за транспорт, одежду, ресторан или что-нибудь еще.
Покупка престижной могилы. Кладбища делятся на два типа: открытые — на них выдаются новые участки, но они находятся за границей города, и закрытые — это старые кладбища в черте города, которые считаются более престижными, но на них возможно только подзахоронение в родственные могилы.
На закрытых кладбищах есть так называемые сервисные участки — это ранее заброшенные или бесхозные могилы, которые администрация кладбища изымает и готовит под новые захоронения: убирает старые надгробья, спиливает деревья, делает ограду и бетонный цоколь. Стоимость работ может доходить до сотен тысяч рублей. За это платит новый заказчик, обычно это называют «покупкой» могилы. Но земля на всех кладбищах России считается государственной и не продается в частную собственность.
Вымогатели. Без справки о смерти из морга никто не даст похоронить человека, но получить ее может любой, кто покажет паспорт умершего. Мошенники говорят, что они из ритуальной службы, забирают у родственников все необходимые документы, а потом требуют с них деньги, угрожая сорвать похороны. Никогда не отдавайте никому документы умершего и деньги за ритуальные услуги, пока не подпишете договор.
Всегда заключайте договор
Обращение в ритуальное агентство — стандартный случай оказания услуг, который должен фиксироваться договором. Иногда ритуальные службы пытаются заменить полноценный договор ворохом расписок и квитанций, которые не имеют юридической значимости. Так они скрывают реальную стоимость своих услуг, а клиент рискует тем, что в итоге цена может многократно вырасти.
Главное правило юридической грамотности
Сначала читать, потом подписывать
Договор убережет от этого, а еще докажет, кто именно платил за похороны. Это потребуется при получении пособия на погребение от государства и компенсации с банковского счёта умершего.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://privorogi.ru/magiya/obryad/obryad-pohoron-u-russkih.html
- https://zagovormaga.ru/obryadyi-i-ritualyi/pohoron-u-russkih.html
- http://cyclowiki.org/wiki/%d0%9f%d0%be%d1%85%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%8b_%d0%b2_%d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8
- https://traditio.wiki/%d0%9f%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_%d0%b2_%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9_%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8
- https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-horonyat-zaklyuchennyh-v-rossii/
- https://journal.tinkoff.ru/funeral/