Сегодня рассмотрим, как организован контроль в сфере государственного заказа. Какие органы и ведомства уполномочены контролировать закупки, и кто еще наделен такими полномочиями. Сегодня рассмотрим, как организован контроль в сфере государственного заказа. Какие органы и ведомства уполномочены контролировать закупки, и кто еще наделен такими полномочиями.
Содержание
- Кто является контрольным органом в сфере закупок?
- Контроль общественности
- Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
- Общественный контроль
- Кого и как контролируют?
- Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)
- Кто осуществляет контроль в сфере закупок
- Плановые и внеплановые проверки в сфере закупок
- Внутренний контроль
- Разновидности контроля
- Контроль со стороны Антимонопольной службы
- Контроль Федерального казначейства
- Ведомственный контроль
- В отношении каких лиц осуществляется контроль в сфере закупок
- Вопросы и ответы
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.
Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок. Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)
Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.
- На федеральном уровне контроль осуществляют:
- Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от № 728);
- Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
- органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
- На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
- Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.
Кто осуществляет контроль в сфере закупок
Контроль в сфере закупок осуществляют:
- ФАС;
- органы исполнительной власти в регионах;
- органы местного самоуправления в районах и городских округах;
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы субъектов;
- органы внутреннего государственного финконтроля.
С в ст. 99 вносятся изменения Федеральным законом от № 50-ФЗ. С этой даты нельзя возлагать на некоторые органы контроля (в частности, органы исполнительной власти в регионах и органы местного самоуправления) обязанности в рамках централизованных закупок.Если такие обязанности возложены, одно и то же лицо не должно заниматься планированием и осуществлением, а также контролем по одной и той же процедуре.
Плановые и внеплановые проверки в сфере закупок
ФАС, органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки в сфере закупок проводятся не чаще чем раз в полгода. Информацию о них публикуют в ЕИС.
Основания для внеплановой проверки могут быть, если:
- пришло обращение или жалоба участника закупки;
- стала известна информация о нарушении законодательства (данные могут поступить в заявлении от граждан и юрлиц, в сообщении СМИ, кроме того, признаки нарушения может обнаружить непосредственно контрольный орган);
- истек период исполнения предписания, выданного ранее.
Если орган контроля находит нарушения во время проверки, он имеет право на следующее:
- составить протокол об административном правонарушении;
- выдать предписание;
- обратиться в суд.
Интересное по теме:
- Кто и как проверяет заказчиков по 44-ФЗ с 1 июля
- Кто и как проверяет заказчиков по 223-ФЗ
- Утвердили единый порядок контроля и порядок оценки эффективности контролеров
- Кто контролирует заказчика при определении и обосновании НМЦК
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- составлять протоколы;
- рассматривать дела;
- выдавать предписания;
- обращаться в правоохранительные органы и суд.
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2019 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
В отношении каких лиц осуществляется контроль в сфере закупок
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении следующих субъектов:
- заказчики;
- контрактные службы и контрактные управляющие;
- закупочные комиссии;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации;
- оператор торговых площадок, в том числе специализированных.
Новые правила контроля – что изменилось для заказчика летом 2019 года
Новые правила контроля дали дополнительные полномочия контролерам. Мы перечислили, какие теперь есть основания для проверок, и показали в таблице, в какие сроки на вас может поступить жалоба, по которой контролеры будут вынуждены принять меры.
Подробнее об изменениях
С в ч. 2 ст. 99 внесены изменения. В новой редакции говорится, что контроль проводится в соответствии с утвержденным Правительством РФ регламентом. На госуровне определяются:
- порядок организации, предмет, форма, сроки и периодичность проверок (при этом учитывается, к какой категории риска относится субъект);
- критерии отнесения к определенной категории риска;
- порядок направления предписаний;
- перечень должностных лиц, которые занимаются проверками;
- порядок действий на случай, если субъект проверки не исполнил предписания.
Федеральное казначейство контролирует:
- соответствует ли информации о фиобеспечении в плане закупок информации о финобеспечении, доведенном до заказчика;
- соответствует ли информация об BRP и финобеспечении в планах закупок, планах-графиках и извещениях, а также в проектах контрактах и реестре контрактов.
С ст. 99 дополняется ч. 5. 1. В ней говорится, что Федеральное казначейство с помощью ЕИС следит за соответствием информации об ИКЗ и над тем, чтобы не был превышен объем финансового обеспечения, в:
- извещениях;
- планах-графиках;
- протоколах;
- условиях проектов контрактов.
Органы внутреннего финконтроля следят за следующими моментами:
- соблюдение требований к обоснованию (С этот пункт утрачивает силу);
- соблюдение правил нормирования;
- обоснование НМЦК (с под контроль подпадает и изменение НМЦК);
- применения санкций в отношении поставщиков-нарушителей;
- соответствие результатов исполнения контракта его условиям;
- информация в документах приемки;
- соответствие использования поставленного товара целям осуществления закупки.
Минфин и Федеральное казначейство разработали контрольные соотношения для различных закупочных и финансовых документов. Проверьте по соотношениям, верно ли заполнили документы, прежде чем отправлять информацию и документы на контроль.
Смотреть таблицу
Что контролирует ФАС в сфере ГОЗ:
- соблюдение требований к обоснованности закупок;
- соблюдение правил нормирования;
- определение и обоснование НМЦК;
- применение мер ответственности к поставщику при нарушении условий договора;
- соответствие поставленного товара, работы или услуги условиям контракта и т.д.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrolnyj-organ.html
- http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/
- https://nsovetnik.ru/goszakupki/kto_yavlyaetsya_kontrolnym_organom_v_sfere_zakupok/
- https://www.pro-goszakaz.ru/article/102534-qqq-18-m7-kontrol-v-sfere-zakupok