Публичный сервитут что это

 

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в пользу неограниченной группы лиц безвозмездно, что отличает его от частного сервитута. Он возникает и устанавливается по нормативно правовому акту, возникает и может быть прекращен в случаях описанных в статье. Также вы узнаете что не относится к публичным сервитутам в городах. Здесь вы узнайте о публичном сервитуте на земельный участок, о том, что это такое и на какие цели осуществляется его установление. Также тут приведены примеры общественного обременения в отношении наделов и рассказано о границах зон их действия.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории - проекта межевания.

(Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от N 404/91 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области")

Публичный сервитут -  право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

(статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от N 28/10)

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

("Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут", утвержденные Росземкадастром года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от N АКПИ14-1093)

Плата за обременение

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Что такое публичный сервитут?


Согласно действующему законодательству РФ под публичным сервитутом понимают ограниченное использование земельного участка, находящегося в частной или муниципальной собственности, в интересах муниципальной, административной власти и органов местного самоуправления.

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Сервитут может быть установлен как на весь участок, так и на конкретную часть земельного надела.

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

Но в случае если собственник земли испытывает неудобства при использовании своего надела в привычном режиме, он может подать в суд и требовать выкупа участка с предоставлением аналогичного или полной компенсации нанесенного ущерба.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Дома двух семей находятся в непосредственной близости к берегу реки, которая протекает через деревню. Ежедневно в течение периода апрель-октябрь жители села выпасают свой скот и им необходимо водить животных на водопой. Другого подхода к реке в селе нет. Администрацией поселения был установлен публичный водный сервитут, согласно которому жители имеют право водить скот на водопой в непосредственной близости к участкам. Собственникам земли была назначена плата за сервитут в период с апреля по октябрь.

Пример 2: срочный публичный сервитут

Администрация села проводит газификацию деревни. Участие в данном мероприятии добровольное. На некоторые земельные участки, собственники которые не захотели принять участие в программе газификации, но территория которых потребовалась для проведения работ на соседних участках был установлен срочный публичный сервитут. Через месяц после начала работ срок действия сервитута закончился.

Что это такое?

Фото 2

Поведение субъектов земельного права по отношению к участкам регулируется Земельным кодексом. Нюансы, связанные с наложением сервитута, зафиксированы в статье 23 ЗК РФ.

В ней определены цели для установления сервитута плюс длительность данного права ограниченной эксплуатации участка. Итак, что такое публичный сервитут в отношении земельных участков?

Публичный сервитут — это указанное право, согласно которому можно пользоваться участком, находящимся в чужой собственности. В противовес частному типу сервитута, заключаемого с одноименным лицом, публичный устанавливается в пользу государства.

По этому же обстоятельству публичный сервитут не идентичен общественному сервитуту. Последний определяется и реализуется для удовлетворения интересов частного лица на условиях, схожих с частным сервитутом (об отличиях публичного и частного сервитута можно узнать тут, а здесь мы рассказывали, кем он может быть установлен и как).

Примерами публичного сервитута служат и записи в лесном и водном кодексах РФ.

В них зафиксирована возможность всех жителей страны посещать территории лесного фонда страны и использовать водные массивы, находящиеся в общем пользовании, и прочие типы водных ресурсов. С помощью вышеуказанных документов отображены водный и лесной сервитуты, направленные в пользу общества.

Особенности права ограниченного пользования наделом

Публичный земельный сервитут отличается некоторыми нюансами:

  1. Упомянутое право оформляется исходя из соответствующего правового акта.
  2. Утверждение права ограниченной эксплуатации куска земли применимо для удовлетворения интересов населения или государства.
  3. Для вынесения акта потребуются основания, в чьей роли нередко выступают итоги, полученные в процессе общественных слушаний.

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Фото 3

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2019 года).

С 1 сентября 2019 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

"Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке".

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Порядок установления ограничений

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

В этом заявлении должен быть подробно описан земельный участок, приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия.

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Законную силу сервитут обретёт лишь после обязательной государственной регистрации и присвоении этому акту номера в Едином Государственном Реестре.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Виды общественного обременения

Фото 4

Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права (о разнице между постоянным и срочным сервитутом читайте тут).

Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.

Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.

Если же имеет место возмездного сервитута, хозяин будет получать определенные компенсации от государственных органов.Предлагаем узнать и про другие виды сервитутов, кроме публичного, например, про личный и городской.

Цели установления

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:

  • обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
  • при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
  • если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.

Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.

Основания для возникновения

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу за № 193-ФЗ. А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

Публичный сервитут и общественные слушания

Фото 5

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение "общественности", полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ ("Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности") введена Федеральным законом от N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).  Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. ЗК РФ).

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели 

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

На каких основаниях может быть установлен?

Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.

Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:

  • проход или проезд (о сервитуте на проход и проезд к участку читайте тут);
  • выпас или прогон животных;
  • осуществление дренажных работ;
  • геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
  • размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
  • для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
  • проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.
Наибольшую важность представляют причины, предоставляющие отдых населению в виде походов в лес, на озеро или иного типа отдыха на природе.

Примеры

Публичный сервитут представляют следующие примеры:

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Границы зон действия публичных сервитутов

Фото 6


Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. размежёван;
  2. поставлен на кадастровый учёт.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

Основания (цели) установления публичного сервитута

Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2019 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

В редакции, действующей с 1 сентября 2019 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:

  • пп. 2 "использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры"
  • пп. 9 ("временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ".
  • добавлен пп. 8 ("использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей настоящего Кодекса").

Основа регулирования публичных сервитутов

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов - в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Прекращение действия ограничений

Фото 7

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Действие сервитута может быть прекращено из-за фактического уничтожения участка в результате стихийных катаклизмов (землетрясения, затопления и т.п.).

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

Что надо знать о межевании земельных участков?

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Границы зон действия

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/publichnyj-s.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html
  • http://terrafaq.ru/zemlya/zemleustroystvo/publichnyj-servitut.html
  • https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/servitut/publichnyj-servitut-i-chto-ne-otnositsya-k-nemu-v-gorodah.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий